• СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ

    подробнее
  • ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ НОВОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ И КАПИТАЛЬНОМ РЕМОНТЕ

    подробнее
  • СИСТЕМА ГОРОДСКОГО ЭНЕРГОМЕНЕДЖМЕНТА В ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

    подробнее
  • Калькулятор расчета энергоэффективности и инвестиционной оценки мероприятий при модернизации жилых зданий

    подробнее
Законодательство Печать

В данном разделе представлен перечень основных нормативных актов регулирующих деятельность по  развития энергетической эффективности и энергосбережению:

  • Указ Президента РФ от 04.06.2008 N889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики»
  • Указ Президента РФ от 13.05.2010 N579 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления городских округов и муниципальных образований в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности»
  • Федеральный закон РФ от 27.11.2009 N261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

 

Законодательные акты Российской Федерации об энергосбережении и повышении энергоэффективности и система регулирования в сфере энергосбережения


Федеральный закон №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности»; иные Федеральные законы: изменения в Жилищный Кодекс, Градостроительный Кодекс, НК, БК, ФЗ №94, №41, №35, №210, №131, №185, №66, №194, №184 - о техническом регулировании; план разработки подзаконных актов (распоряжение Правительство РФ от 01.09.2009 №1830-р); 49 подзаконных актов.

1. Постановления и распоряжения Правительства РФ, законы и иные нормативные акты субъектов РФ, принятые в пределах полномочий:

1.1. Жилищное законодательство;

1.2. Законодательство градостроительной деятельности;

1.3. Законодательство о государственных (муниципальных) закупках.

2. Нормативные акты министерств и ведомств, местные правовые акты, принятые в пределах полномочий:

2.1. Законодательство о государственном регулировании цен;

2.2. Бюджетное законодательство;

2.3. Иные отрасли права.

 

Прямые требования

обороту и маркировке товаров;

новому строительству и содержанию зданий в процессе эксплуатации;

содержанию жилищного фонда;

организации учета энергоресурсов;

проведению обязательного энергообследования;

реализации региональных, муниципальных программ;

системе государственных закупок;

организациям и государственным и муниципальным участием;

регулируемым организациям;

системе государственного информационного обеспечения.

 

Диспозитивные нормы

условия энергосервисных соглашений;

рекомендации по мероприятиям для региональных и муниципальных программ;

возможность и формы государственной поддержки;

право включать в образовательные программы энергоэффективность.

 

Инструменты

система субсидий;

налоговые льготы;

возмещение % по кредитам;

регулируемые цены (тарифы);

энергосервисные соглашения;

добровольные соглашения;

региональные и муниципальные программы.

 

Ответственность

новые виды административных нарушений;

усиление мер ответственности.

 

Международные документы


Европейская директива 2002/91/ЕС (EPBD)

 

Федеральные документы


Указ Президента РФ от 04.06.2008 № 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности Российской экономики";

Федеральный закон РФ от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

Федеральный закон РФ от 29.12.2004 № 188-ФЗ "Жилищный кодекс Российской Федерации";

Федеральный закон от 29.12.2004 № 190-ФЗ "Градостроительный кодекс Российской Федерации";

Федеральный закон РФ  от 27.12.2002 № 184-ФЗ "О техническом регулировании";

Федеральный закон РФ от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении";

Федеральный закон РФ от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике";

Федеральный закон РФ от 21.07.2007 № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства";

Федеральный закон РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";

Федеральный закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1  "О защите прав потребителей";

Налоговый кодекс РФ;

 

Подзаконные федеральные НПА


Постановление Правительства РФ от 23.08.2010 № 646 "О принципах формирования органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации перечня мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме";

Постановление Правительства РФ от 31.12.2009 № 1225 "О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности";

Распоряжение Правительства РФ от 01.12.2009 № 1830-р "Об утверждении плана мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Российской Федерации";

Приказ Минэкономразвития РФ от 17.02.2010 № 61 "Об утверждении примерного перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности";

Приказ Минэнерго РФ от 19.04.2010 № 182 "Об утверждении требований к энергетическому паспорту, составленному по результатам обязательного энергетического обследования, и энергетическому паспорту, составленному на основании проектной документации, и правил направления копии энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования";

Приказ Минрегиона РФ от 02.09.2010 № 394 "Об утверждении Примерной формы перечня мероприятий для многоквартирного дома (группы многоквартирных домов) как в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, так и в отношении помещений в многоквартирном доме, проведение которых в большей степени способствует энергосбережению и повышению эффективности использования энергетических ресурсов".

 

Технические федеральные НПА


СНиП 3.05.03-85  Тепловые сети;

СНиП 3.05.04-85* Наружные сети и сооружения водоснабжения и канализации;

СНиП 3.05.06-85 Электротехнические устройства;

СНиП 3.05.07-85 Системы автоматизации;

СНиП 3.03.01-87 Несущие и ограждающие конструкции;

СНиП 2.09.04—87* Административные и бытовые здания;

СНиП II-35-76 Котельные установки;

СНиП II-58-75 Электростанции тепловые;

ГОСТ Р 51541-99 Энергетическая эффективность. Состав показателей;

СП 23-101 "Проектирование тепловой защиты зданий";

ГОСТ 30494 "Параметры микроклимата в жилых и общественных зданиях";

ГОСТ 31166-2003 Конструкции ограждающие зданий и сооружений. Метод калориметрического определения коэффициента теплопередачи;

ГОСТ 31167-2003 Здания и сооружения. Методы определения воздухопроницаемости ограждающих конструкций в натуральных условиях;

ГОСТ 31168-2003 "Здания жилые. Метод определения удельного потребления тепловой энергии на отопление";

ГОСТ 26254-84 Здания и сооружения. Методы определения сопротивления теплопередаче ограждающих конструкций;

ГОСТ Р 51387-99 Энергосбережение. Нормативно-методическое обеспечение.

 

Мониторинг Федерального закона N261-ФЗ:


Основные положения

запрет на оборот энергорасточительных товаров, в том числе введение

комплекса мер технического регулирования;

введение классов энергоэффективности товаров;

требования и ответственность по установке приборов учета всех видов

энергоресурсов;

требования энергетической эффективности для зданий, строений и сооружений;

меры по повышению энергоэффективности в жилом фонде;

развитие института энергетических обследований и энергетических сервисов (СРО энергоаудиторов, энергопаспорта, энергосервисные договора);

мероприятия по повышению энергоэффективности в государственном секторе (государственные закупки, энергосервисные контракты);

региональные и муниципальные программы по энергосбережению и   повышению энергоэффективности;

тарифное регулирование как инструмент повышения энергоэффективности;

меры, направленные на повышение энергоэффективности в бизнес среде.

 

Статья 11 ФЗ в части обеспечения энергоэффективности зданий, строений, сооружений

Показатели, характеризующие удельную величину расхода энергетических ресурсов.

Требования к влияющим на энергоэффективность  архитектурным, функционально-технологическим, конструктивным и инженерно-техническим решениям.

Требования к отдельным элементам, конструкциям зданий, строений, сооружений и к их свойствам, устройствам и технологиям.

Требования энергоэффективности зданий, строений, сооружений подлежат пересмотру не реже чем один раз в пять лет

Не допускается ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений, построенных, реконструированных, прошедших капитальный ремонт и не соответствующих требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности их приборами учета используемых энергетических ресурсов.

Застройщики обязаны обеспечить соответствие зданий, строений, сооружений требованиям энергоэффективности в течение не менее чем пяти лет с момента ввода в эксплуатацию.

Собственники зданий, строений, сооружений, собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечивать соответствие требованиям энергоэффективности в течение всего срока их службы.

 

Распределение полномочий и нормативно-правовое обеспечение в области реализации Федерального закона N261-ФЗ:

 

Правовые основы органов государственной власти Российской Федерации в части реализации 261-ФЗ

1. Государственная политика.

2. Федеральные программы.

3. Контроль бюджетных учреждений.

4. Правила определения классов энергоэффективности многоквартирных домов.

5. Требования энергоэффективности зданий.

6. Принципы определения перечня обязательных мероприятий в многоквартирном доме.

7. Требования энергетической эффективности товаров, работ, услуг для государственных или муниципальных нужд.

8. Государственный контроль за соблюдением требований законодательства.

9. Установление правил создания государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и обеспечение ее функционирования.

10. Требования к региональным, муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

11. Требования к программам организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности.

12. Определение форм и методов государственной поддержки в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и ее осуществление.

13. Осуществление федерального контроля за соблюдением требований законодательства об энергосбережении.

 

Министерство регионального развития РФ

Выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере обеспечения энергоэффективности зданий, строений, сооружений, а также в сфере повышения энергетической эффективности экономики субъектов РФ и МО

Требования энергетической эффективности зданий, строений, сооружений

Правила определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов, а также требования к указателю класса энергетической эффективности многоквартирного дома

Мониторинг и анализ реализации государственной политики и эффективности нормативно-правового регулирования.

Разработку и реализацию мер государственной поддержки и стимулирования в области энергосбережения

Нормативно-правовое регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности по вопросам проведения энергетических обследований, информационного обеспечения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, учета используемых энергетических ресурсов.

Создание государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и условий для ее функционирования.

 

Министерство экономического развития РФ

Нормативно-правовое регулирование в сфере обеспечения энергетической эффективности при размещении заказов для государственных или муниципальных нужд, обеспечения повышения энергетической эффективности бюджетными учреждениями, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности.

Устанавливает примерные условия энергосервисного договора (контракта), которые могут быть включены в договор купли-продажи, поставки, передачи энергетических ресурсов.

Порядок определения объемов снижения потребляемых бюджетным учреждением ресурсов в сопоставимых условиях.

 

Министерство Энергетики РФ

Устанавливает требования к энергетическому паспорту, составленному по результатам обязательного энергетического обследования либо на основании проектной документации, его форме и содержанию, правила направления в Министерство копии энергетического паспорта.

Устанавливает порядок заключения и существенные условия договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета.

Примерную форму предложения об оснащении приборами учета.

Порядок проведения проверок СРО в области энергетического обследования.

Ведение государственного реестра СРО в области энергетического обследования.

Сбор, обработка, систематизация, анализ, использование данных энергетических паспортов.

 

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

Осуществляет государственный контроль за соблюдением требований о включении информации о классе энергетической эффективности товара в техническую документацию, маркировку, на его этикетку.

 

Федеральная антимонопольная служба

Осуществляет государственный контроль за соблюдением требований о включении информации о классе энергетической эффективности товара в техническую документацию, маркировку, на его этикетку.

 

Федеральная служба по тарифам

Устанавливает требования к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности применительно к регулируемым видам деятельности.

Осуществляет государственный контроль за соблюдением ими требований о принятии данных программ.

 

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет контроль

За соблюдением в пределах своей компетенции при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, строений, сооружений требований энергетической эффективности, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов.

За соблюдением в пределах своей компетенции собственниками нежилых зданий, строений, сооружений в процессе их эксплуатации требований энергетической эффективности, предъявляемых к таким зданиям, строениям, сооружениям, требований об их оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов.

За соблюдением юридическими лицами, в уставных капиталах которых доля РФ (субъекта, МО), составляет более чем 50 процентов, требования о принятии программ в области энергосбережения.

За проведением обязательного энергетического обследования в установленный срок.

 

Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации

Разработка и реализация региональных программ.

Установление требований к программам организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности.

Установление перечня обязательных мероприятий в многоквартирном доме

информационное обеспечение на территории субъекта РФ обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

Координация и контроль мероприятий бюджетных учреждений, ГУП.

Региональный контроль законодательства.

 

Полномочия органов местного самоуправления

Разработка и реализация муниципальных программ.

Установление требований к программам организаций коммунального комплекса.

Информационное обеспечение обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

Координация и контроль мероприятий муниципальных учреждений.

 

Практический пример

 

Региональное законодательство Санкт-Петербурга об энергосбережении и энергоэффективности

Закон Санкт-Петербурга от 28.06.2010 N334-86  «О разграничении полномочий органов государственной власти Санкт-Петербурга в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности».

Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 11.11.2009 N1257 «О Концепции повышения энергетической эффективности и стимулирования энергосбережения».

Распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 26.07.2010 N75-рп «Об утверждении Плана мероприятий по реализации на территории Санкт-Петербурга Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 27.07.2010 N930 «О региональной программе Санкт-Петербурга в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (с изменениями на 24 февраля 2011 года)».

Распоряжение Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 07.04.2010 N33-р «Об установлении требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих  регулируемые виды деятельности.

 

Класс энергетической эффективности многоквартирного дома:

Определяется органом государственного строительного надзора.

Застройщик обязан разместить на фасаде указатель класса энергоэффективности

 

Энергосбережение в жилищном фонде:

Перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности утверждается субъектом РФ, проводится лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома или собственниками.

Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий.

Организация, осуществляющая снабжение энергетическими ресурсами многоквартирного дома на основании публичного договора, регулярно (не реже чем один раз в год) обязана предлагать перечень мероприятий для многоквартирного дома.

Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, регулярно (не реже чем один раз в год) обязано разрабатывать и доводить до сведения собственников помещений в многоквартирном доме предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

В отопительный сезон лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить действия, направленные на регулирование расхода тепловой энергии в многоквартирном доме в целях ее сбережения, при наличии технической возможности такого регулирования и при соблюдении тепловых и гидравлических режимов, а также требований к качеству коммунальных услуг, санитарных норм и правил.

 

Обеспечение учета используемых энергетических ресурсов:

До 01.2011 органы государственной власти, органы местного самоуправления.

До 01.012012 (с 01.07.2012 по ФЗ РФ N197) собственники жилых домов.

Многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с 01.01.2012 после осуществления строительства, реконструкции, должны быть оснащены дополнительно индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии.

До 01.01.2015 собственники объектов обязаны обеспечить оснащение указанных объектов индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемого природного газа.

С 01.07.2010 энергоснабжающие организации обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Договор установки прибора учета должен содержать условие об оплате цены  равными долями в течение пяти лет с даты его заключения.

До 01.01.2012 года в отношении объектов органов государственной власти и собственников зданий, строений, сооружений и до 01.01.2013 в отношении собственников жилых домов, энергоснабжающие организации обязаны совершить действия по оснащению приборами учета.

Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам их установки.

Собственники жилых домов, дачных домов, помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок этих обязанностей, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку приборов учета.

В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению объектов приборами учета, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.

 

Административная ответственность за нарушение законодательства в РФ в сфере энергоэффективности зданий (статья 9.16 АК РФ)

Несоблюдение при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, строений, сооружений требований энергоэффективности и оснащения приборами учета – штраф для юридических лиц от 500 до 600 тысяч рублей.

Несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований энергоэффективности, – штраф для должностных лиц от 5 до 10 тысяч рублей, для юридических лиц – от 20 до 30 тысяч рублей.

Несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований о разработке предложений по энергосбережению – штраф для должностных лиц от 5 до 10 тысяч рублей, для юридических лиц – от 20 до 30 тысяч рублей.

Несоблюдение организациями, обязанными осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета, требований о предоставлении предложений по оснащению приборами учета, – штраф для юридических лиц от 100 до 150 тысяч рублей.

Несоблюдение собственниками нежилых зданий, строений, сооружений в процессе их эксплуатации требований энергетической эффективности, – штраф для юридических лиц от 100 до 150 тысяч рублей.

Несоблюдение сроков обязательного энергетического обследования – штраф для юридических лиц от 50 до 250 тысяч рублей.

Несоблюдение требований о представлении копии энергетического паспорта – штраф для юридических лиц 10 тысяч рублей.

Несоблюдение организациями с участием государства или муниципального образования, а равно организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, требования о принятии программ в области энергосбережения, – штраф для юридических лиц от 50 до 100 тысяч рублей.

. Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, не соответствующих требованиям их энергетической эффективности, – штраф для юридических лиц от 50 до 100 тысяч рублей.

Необоснованный отказ или уклонение организации, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета, – штраф для юридических лиц от 50 до 100 тысяч рублей.