Законодательство |
![]() |
В данном разделе представлен перечень основных нормативных актов регулирующих деятельность по развития энергетической эффективности и энергосбережению:
Законодательные акты Российской Федерации об энергосбережении и повышении энергоэффективности и система регулирования в сфере энергосбережения Федеральный закон №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности»; иные Федеральные законы: изменения в Жилищный Кодекс, Градостроительный Кодекс, НК, БК, ФЗ №94, №41, №35, №210, №131, №185, №66, №194, №184 - о техническом регулировании; план разработки подзаконных актов (распоряжение Правительство РФ от 01.09.2009 №1830-р); 49 подзаконных актов. 1. Постановления и распоряжения Правительства РФ, законы и иные нормативные акты субъектов РФ, принятые в пределах полномочий: 1.1. Жилищное законодательство; 1.2. Законодательство градостроительной деятельности; 1.3. Законодательство о государственных (муниципальных) закупках. 2. Нормативные акты министерств и ведомств, местные правовые акты, принятые в пределах полномочий: 2.1. Законодательство о государственном регулировании цен; 2.2. Бюджетное законодательство; 2.3. Иные отрасли права.
Прямые требования • обороту и маркировке товаров; • новому строительству и содержанию зданий в процессе эксплуатации; • содержанию жилищного фонда; • организации учета энергоресурсов; • проведению обязательного энергообследования; • реализации региональных, муниципальных программ; • системе государственных закупок; • организациям и государственным и муниципальным участием; • регулируемым организациям; • системе государственного информационного обеспечения.
Диспозитивные нормы • условия энергосервисных соглашений; • рекомендации по мероприятиям для региональных и муниципальных программ; • возможность и формы государственной поддержки; • право включать в образовательные программы энергоэффективность.
Инструменты • система субсидий; • налоговые льготы; • возмещение % по кредитам; • регулируемые цены (тарифы); • энергосервисные соглашения; • добровольные соглашения; • региональные и муниципальные программы.
Ответственность • новые виды административных нарушений; • усиление мер ответственности.
Международные документы Европейская директива 2002/91/ЕС (EPBD)
Федеральные документы Указ Президента РФ от 04.06.2008 № 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности Российской экономики"; Федеральный закон РФ от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; Федеральный закон РФ от 29.12.2004 № 188-ФЗ "Жилищный кодекс Российской Федерации"; Федеральный закон от 29.12.2004 № 190-ФЗ "Градостроительный кодекс Российской Федерации"; Федеральный закон РФ от 27.12.2002 № 184-ФЗ "О техническом регулировании"; Федеральный закон РФ от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении"; Федеральный закон РФ от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике"; Федеральный закон РФ от 21.07.2007 № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства"; Федеральный закон РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; Федеральный закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей"; Налоговый кодекс РФ;
Подзаконные федеральные НПА Постановление Правительства РФ от 23.08.2010 № 646 "О принципах формирования органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации перечня мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме"; Постановление Правительства РФ от 31.12.2009 № 1225 "О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности"; Распоряжение Правительства РФ от 01.12.2009 № 1830-р "Об утверждении плана мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Российской Федерации"; Приказ Минэкономразвития РФ от 17.02.2010 № 61 "Об утверждении примерного перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности"; Приказ Минэнерго РФ от 19.04.2010 № 182 "Об утверждении требований к энергетическому паспорту, составленному по результатам обязательного энергетического обследования, и энергетическому паспорту, составленному на основании проектной документации, и правил направления копии энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования"; Приказ Минрегиона РФ от 02.09.2010 № 394 "Об утверждении Примерной формы перечня мероприятий для многоквартирного дома (группы многоквартирных домов) как в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, так и в отношении помещений в многоквартирном доме, проведение которых в большей степени способствует энергосбережению и повышению эффективности использования энергетических ресурсов".
Технические федеральные НПА СНиП 3.05.03-85 Тепловые сети; СНиП 3.05.04-85* Наружные сети и сооружения водоснабжения и канализации; СНиП 3.05.06-85 Электротехнические устройства; СНиП 3.05.07-85 Системы автоматизации; СНиП 3.03.01-87 Несущие и ограждающие конструкции; СНиП 2.09.04—87* Административные и бытовые здания; СНиП II-35-76 Котельные установки; СНиП II-58-75 Электростанции тепловые; ГОСТ Р 51541-99 Энергетическая эффективность. Состав показателей; СП 23-101 "Проектирование тепловой защиты зданий"; ГОСТ 30494 "Параметры микроклимата в жилых и общественных зданиях"; ГОСТ 31166-2003 Конструкции ограждающие зданий и сооружений. Метод калориметрического определения коэффициента теплопередачи; ГОСТ 31167-2003 Здания и сооружения. Методы определения воздухопроницаемости ограждающих конструкций в натуральных условиях; ГОСТ 31168-2003 "Здания жилые. Метод определения удельного потребления тепловой энергии на отопление"; ГОСТ 26254-84 Здания и сооружения. Методы определения сопротивления теплопередаче ограждающих конструкций; ГОСТ Р 51387-99 Энергосбережение. Нормативно-методическое обеспечение.
Мониторинг Федерального закона N261-ФЗ: Основные положения • запрет на оборот энергорасточительных товаров, в том числе введение • комплекса мер технического регулирования; • введение классов энергоэффективности товаров; • требования и ответственность по установке приборов учета всех видов • энергоресурсов; • требования энергетической эффективности для зданий, строений и сооружений; • меры по повышению энергоэффективности в жилом фонде; • развитие института энергетических обследований и энергетических сервисов (СРО энергоаудиторов, энергопаспорта, энергосервисные договора); • мероприятия по повышению энергоэффективности в государственном секторе (государственные закупки, энергосервисные контракты); • региональные и муниципальные программы по энергосбережению и повышению энергоэффективности; • тарифное регулирование как инструмент повышения энергоэффективности; • меры, направленные на повышение энергоэффективности в бизнес среде.
Статья 11 ФЗ в части обеспечения энергоэффективности зданий, строений, сооружений • Показатели, характеризующие удельную величину расхода энергетических ресурсов. • Требования к влияющим на энергоэффективность архитектурным, функционально-технологическим, конструктивным и инженерно-техническим решениям. • Требования к отдельным элементам, конструкциям зданий, строений, сооружений и к их свойствам, устройствам и технологиям. • Требования энергоэффективности зданий, строений, сооружений подлежат пересмотру не реже чем один раз в пять лет • Не допускается ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений, построенных, реконструированных, прошедших капитальный ремонт и не соответствующих требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности их приборами учета используемых энергетических ресурсов. • Застройщики обязаны обеспечить соответствие зданий, строений, сооружений требованиям энергоэффективности в течение не менее чем пяти лет с момента ввода в эксплуатацию. • Собственники зданий, строений, сооружений, собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечивать соответствие требованиям энергоэффективности в течение всего срока их службы.
Распределение полномочий и нормативно-правовое обеспечение в области реализации Федерального закона N261-ФЗ:
Правовые основы органов государственной власти Российской Федерации в части реализации 261-ФЗ 1. Государственная политика. 2. Федеральные программы. 3. Контроль бюджетных учреждений. 4. Правила определения классов энергоэффективности многоквартирных домов. 5. Требования энергоэффективности зданий. 6. Принципы определения перечня обязательных мероприятий в многоквартирном доме. 7. Требования энергетической эффективности товаров, работ, услуг для государственных или муниципальных нужд. 8. Государственный контроль за соблюдением требований законодательства. 9. Установление правил создания государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и обеспечение ее функционирования. 10. Требования к региональным, муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. 11. Требования к программам организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности. 12. Определение форм и методов государственной поддержки в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и ее осуществление. 13. Осуществление федерального контроля за соблюдением требований законодательства об энергосбережении.
Министерство регионального развития РФ • Выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере обеспечения энергоэффективности зданий, строений, сооружений, а также в сфере повышения энергетической эффективности экономики субъектов РФ и МО • Требования энергетической эффективности зданий, строений, сооружений • Правила определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов, а также требования к указателю класса энергетической эффективности многоквартирного дома • Мониторинг и анализ реализации государственной политики и эффективности нормативно-правового регулирования. • Разработку и реализацию мер государственной поддержки и стимулирования в области энергосбережения • Нормативно-правовое регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности по вопросам проведения энергетических обследований, информационного обеспечения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, учета используемых энергетических ресурсов. • Создание государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и условий для ее функционирования.
Министерство экономического развития РФ • Нормативно-правовое регулирование в сфере обеспечения энергетической эффективности при размещении заказов для государственных или муниципальных нужд, обеспечения повышения энергетической эффективности бюджетными учреждениями, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности. • Устанавливает примерные условия энергосервисного договора (контракта), которые могут быть включены в договор купли-продажи, поставки, передачи энергетических ресурсов. • Порядок определения объемов снижения потребляемых бюджетным учреждением ресурсов в сопоставимых условиях.
Министерство Энергетики РФ • Устанавливает требования к энергетическому паспорту, составленному по результатам обязательного энергетического обследования либо на основании проектной документации, его форме и содержанию, правила направления в Министерство копии энергетического паспорта. • Устанавливает порядок заключения и существенные условия договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета. • Примерную форму предложения об оснащении приборами учета. • Порядок проведения проверок СРО в области энергетического обследования. • Ведение государственного реестра СРО в области энергетического обследования. • Сбор, обработка, систематизация, анализ, использование данных энергетических паспортов.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Осуществляет государственный контроль за соблюдением требований о включении информации о классе энергетической эффективности товара в техническую документацию, маркировку, на его этикетку.
Федеральная антимонопольная служба Осуществляет государственный контроль за соблюдением требований о включении информации о классе энергетической эффективности товара в техническую документацию, маркировку, на его этикетку.
Федеральная служба по тарифам • Устанавливает требования к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности применительно к регулируемым видам деятельности. • Осуществляет государственный контроль за соблюдением ими требований о принятии данных программ.
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет контроль • За соблюдением в пределах своей компетенции при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, строений, сооружений требований энергетической эффективности, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов. • За соблюдением в пределах своей компетенции собственниками нежилых зданий, строений, сооружений в процессе их эксплуатации требований энергетической эффективности, предъявляемых к таким зданиям, строениям, сооружениям, требований об их оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов. • За соблюдением юридическими лицами, в уставных капиталах которых доля РФ (субъекта, МО), составляет более чем 50 процентов, требования о принятии программ в области энергосбережения. • За проведением обязательного энергетического обследования в установленный срок.
Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации • Разработка и реализация региональных программ. • Установление требований к программам организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности. • Установление перечня обязательных мероприятий в многоквартирном доме • информационное обеспечение на территории субъекта РФ обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. • Координация и контроль мероприятий бюджетных учреждений, ГУП. • Региональный контроль законодательства.
Полномочия органов местного самоуправления • Разработка и реализация муниципальных программ. • Установление требований к программам организаций коммунального комплекса. • Информационное обеспечение обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. • Координация и контроль мероприятий муниципальных учреждений.
Практический пример
Региональное законодательство Санкт-Петербурга об энергосбережении и энергоэффективности • Закон Санкт-Петербурга от 28.06.2010 N334-86 «О разграничении полномочий органов государственной власти Санкт-Петербурга в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности». • Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 11.11.2009 N1257 «О Концепции повышения энергетической эффективности и стимулирования энергосбережения». • Распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 26.07.2010 N75-рп «Об утверждении Плана мероприятий по реализации на территории Санкт-Петербурга Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» • Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 27.07.2010 N930 «О региональной программе Санкт-Петербурга в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (с изменениями на 24 февраля 2011 года)». • Распоряжение Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 07.04.2010 N33-р «Об установлении требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности.
Класс энергетической эффективности многоквартирного дома: • Определяется органом государственного строительного надзора. • Застройщик обязан разместить на фасаде указатель класса энергоэффективности
Энергосбережение в жилищном фонде: • Перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности утверждается субъектом РФ, проводится лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома или собственниками. • Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий. • Организация, осуществляющая снабжение энергетическими ресурсами многоквартирного дома на основании публичного договора, регулярно (не реже чем один раз в год) обязана предлагать перечень мероприятий для многоквартирного дома. • Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, регулярно (не реже чем один раз в год) обязано разрабатывать и доводить до сведения собственников помещений в многоквартирном доме предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. • В отопительный сезон лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить действия, направленные на регулирование расхода тепловой энергии в многоквартирном доме в целях ее сбережения, при наличии технической возможности такого регулирования и при соблюдении тепловых и гидравлических режимов, а также требований к качеству коммунальных услуг, санитарных норм и правил.
Обеспечение учета используемых энергетических ресурсов: • До 01.2011 органы государственной власти, органы местного самоуправления. • До 01.012012 (с 01.07.2012 по ФЗ РФ N197) собственники жилых домов. • Многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с 01.01.2012 после осуществления строительства, реконструкции, должны быть оснащены дополнительно индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии. • До 01.01.2015 собственники объектов обязаны обеспечить оснащение указанных объектов индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемого природного газа. • С 01.07.2010 энергоснабжающие организации обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов. • Договор установки прибора учета должен содержать условие об оплате цены равными долями в течение пяти лет с даты его заключения. • До 01.01.2012 года в отношении объектов органов государственной власти и собственников зданий, строений, сооружений и до 01.01.2013 в отношении собственников жилых домов, энергоснабжающие организации обязаны совершить действия по оснащению приборами учета. • Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам их установки. • Собственники жилых домов, дачных домов, помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок этих обязанностей, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку приборов учета. • В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению объектов приборами учета, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
Административная ответственность за нарушение законодательства в РФ в сфере энергоэффективности зданий (статья 9.16 АК РФ) • Несоблюдение при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, строений, сооружений требований энергоэффективности и оснащения приборами учета – штраф для юридических лиц от 500 до 600 тысяч рублей. • Несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований энергоэффективности, – штраф для должностных лиц от 5 до 10 тысяч рублей, для юридических лиц – от 20 до 30 тысяч рублей. • Несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований о разработке предложений по энергосбережению – штраф для должностных лиц от 5 до 10 тысяч рублей, для юридических лиц – от 20 до 30 тысяч рублей. • Несоблюдение организациями, обязанными осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета, требований о предоставлении предложений по оснащению приборами учета, – штраф для юридических лиц от 100 до 150 тысяч рублей. • Несоблюдение собственниками нежилых зданий, строений, сооружений в процессе их эксплуатации требований энергетической эффективности, – штраф для юридических лиц от 100 до 150 тысяч рублей. • Несоблюдение сроков обязательного энергетического обследования – штраф для юридических лиц от 50 до 250 тысяч рублей. • Несоблюдение требований о представлении копии энергетического паспорта – штраф для юридических лиц 10 тысяч рублей. • Несоблюдение организациями с участием государства или муниципального образования, а равно организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, требования о принятии программ в области энергосбережения, – штраф для юридических лиц от 50 до 100 тысяч рублей. • . Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, не соответствующих требованиям их энергетической эффективности, – штраф для юридических лиц от 50 до 100 тысяч рублей. • Необоснованный отказ или уклонение организации, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета, – штраф для юридических лиц от 50 до 100 тысяч рублей. |