• СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ

    подробнее
  • ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ НОВОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ И КАПИТАЛЬНОМ РЕМОНТЕ

    подробнее
  • СИСТЕМА ГОРОДСКОГО ЭНЕРГОМЕНЕДЖМЕНТА В ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

    подробнее
  • Калькулятор расчета энергоэффективности и инвестиционной оценки мероприятий при модернизации жилых зданий

    подробнее
Компонент 3 Печать

Конечный результат 3: Демонстрация энергоэффективных решений и управленческих моделей местного уровня.

 

Проект поддержит три пилотных инициативы для демонстрации потенциала энергосбережения, которое могут обеспечить предлагаемые технические и управленческие решения, и создать модели тиражирования результатов. Проект будет сотрудничать с одним или несколькими финансовыми учреждениями, действующими на территории Северо-Западного федерального округа, с целью привлечения дополнительного финансирования для каждой из пилотных инициатив в целях  достижения необходимой масштабности. Были предварительно отобраны проекты, задача которых - продемонстрировать возможности совершенствования механизмов, обеспечивающих выполнение требований, и устранения нормативных, информационных и технологических барьеров. В процессе подготовки проекта были сформулированы следующие непосредственные результаты:

 

3.1. Демо-проект A (Вологодская область). Пилотная строительная площадка (строительство жилья): управленческая модель, интегрирующая критерии энергоэффективности, законодательные и нормативные меры, комплексное проектное решение и мониторинг проекта.

 

Разработка модели для управления и мониторинга проекта жилищного строительства на основе областных норм энергоэффективности; это позволит консолидировать усилия органов местного самоуправления и инвесторов, в частности, Северного инвестиционного банка, которые рассмотрят проект жилой застройки на предмет его тиражирования. Территория нового строительства будет подлежать приемке и мониторингу на соответствие нормам энергоэффективности, начиная с этапа проектирования и на весь период строительства, и в течение 5 лет эксплуатации и обслуживания.

 

Пилотная строительная площадка расположена в поселке Нифантово Шекснинского муниципального района, неподалеку от Вологды; это незастроенный участок площадью 50га. Строительство планируется в два этапа: 20га на Этапе 1 и 30га на Этапе 2. После завершения строительства комплекса в нем смогут проживать 4000 человек. Комплекс будет включать инфраструктуру (в том числе системы энергоснабжения), жилые и общественные здания. В рамках проекта будет сконструирована интегрированная модель управления для объекта строительства сельского жилья (малоэтажные здания), в которой будут решаться, прежде всего, вопросы институционального обеспечения, регулирования и информационного обслуживания на протяжении всего процесса проектирования и строительства (от землеустройства до сдачи заказчику объектов) и по содержанию и обслуживанию зданий в течение 5 лет с ориентацией на энергоэффективность. В модели будет применен подход, основанный на партнерстве между ПРООН, региональными органами власти и одним или несколькими учреждениями-инвесторами, действующими на территории субъекта РФ. В приложении к настоящему документу содержится перечень таких потенциальных учреждений-инвесторов с указанием состояния консультационного процесса. Капиталовложения в проектирование и строительство объектов инфраструктуры и общественных зданий будут обеспечены за счет со-финансирования из федерального и регионального бюджета. Учреждение-партнер/партнеры профинансирует строительство жилых зданий, а также зданий культурного и коммерческого назначения. Участие в процессе нескольких инвесторов, имеющих различные интересы, требует наличия интегрированной модели управления, ориентированной на выполнение норм энергоэффективности в масштабах всей системы, включающей здания и инфраструктуру.

 

3.1.a. Разработка законодательной и нормативной базы для функционирования пилотной площадки.

 

3.1.b. Разработка планов для площадки, включая энергоэффективные проекты предлагаемых зданий, с привлечением подрядчика на раннем этапе.

 

3.1.c. Реализация проекта (собственно строительство) с учетом особенностей площадки и местной специфики.

 

3.1.d.  Интеграция накопленного опыта в проектных моделях энергоэффективных жилых зданий и участков жилой застройки.

 

3.1.e.  Тиражирование принципов проектирования путем создания и широкого распространения методического документа (кейс-стади) и DVD-диска с материалами по пилотной строительной площадке.

 

Порядок финансирования Демонстрационного проекта 3.1:

Софинансирование обеспечит покрытие затрат на первоначальное проектирование, базовые затраты на строительство и обслуживание в течении 5 лет; за счет поддержки ГЭФ будет финансироваться усовершенствованный проект, дополнительные строительные затраты, контроль использования более энергоэффективных строительных материалов и технологий и мониторинг энергоэффективности, включая документирование результатов. Средства, выделяемые в порядке софинансирования из федерального и регионального бюджетов, будут вложены в проектирование и строительство объектов инфраструктуры и общественных зданий. Частные инвесторы профинансируют строительство жилых зданий, а также зданий культурного и коммерческого назначения.

 

3.2. Демо-проект B (Архангельская область). Сертификация энергоэффективных зданий: методология и внедрение

 

В результате данного демонстрационного проекта по сертификации энергоэффективных зданий будет создана нормативная база, закрепляющая обязательное применение федеральных и региональных норм и стандартов энергоэффективности. Введение сертификации энергоэффективных зданий требует продолжительного времени и будет включать два компонента: сертификация новостроек и сертификация существующих зданий, распределенных по группам в соответствии со сроком эксплуатации.

 

3.2.a.  Принятие нормативной базы для расчета теплотехнических характеристик зданий.

 

3.2.b.  Разработка учебного руководства по учету теплопотребления в сданных в эксплуатацию зданиях и утверждение этого руководства в качестве нормативно-методического документа областного уровня.

 

3.2.c. Принятие и реализация ряда специальных мер по повышению энергоэффективности зданий в Архангельской области.

 

3.2.d. Распространение результатов путем создания и широкого распространения методического документа (кейс-стади) и DVD-диска с материалами по демонстрационному проекту сертификации энергоэффективных зданий.

 

Порядок финансирования Демонстрационного проекта 3.2:

Средства ГЭФ будут использованы для финансирования следующих мероприятий: разработка паспортов зданий и системы сертификации; разработка и внедрение соответствующих институциональных систем, обеспечивающих выполнение требований сертификации зданий; разработка и внедрение систем информационного обеспечения и мониторинга; учебные программы по данной тематике для должностных лиц региональных и местных органов власти. За счет со-финансирования будут покрываться расходы, связанные с внедрением и тиражированием практики сертификации зданий на территории пилотной площадки в Архангельской области и за ее пределами. Созданная система сертификации будет использована в пилотном проекте по энергетическому обследованию и реконструкции зданий в рамках Компонента 3.3.

 

3.3. Демо-проект C (Архангельская область). Сбор и хранение достоверной и своевременной информации для принятия решений на муниципальном уровне по энергоэффективным методам строительства и эксплуатации зданий.

Систематические энергетические обследования и эффективная информационная система на уровне муниципальных образований должны обеспечить возможность отслеживания и оценки информации о результативности и экономической эффективности энергосберегающих проектов на разных этапах реализации. Будучи ориентированным на органы местного самоуправления, данный субкомпонент проекта позволит также повысить качество информации, доступной для лиц, принимающих решения в корпоративном секторе, и конечных потребителей. Эти мероприятия призваны устранить барьеры, связанные с неправильными представлениями, и информировать лиц, принимающих решения на всех уровнях, включая государственные ведомства, муниципальные предприятия, крупные коммерческие потребители и население. Воплощение новых региональных и муниципальных законодательных актов о нормах энергосбережения и повышения энергоэффективности требует наличия у потребителей энергии достоверной и доступной информации об энергопотерях, связанных с этим издержках и альтернативных энергосберегающих решениях. Проект также предусматривает установление партнерских отношений с компаниями, готовыми внедрять инновационные технологии для повышения энергоэффективности зданий.

Энергетические обследования предприятий и организаций коммунального комплекса включают оценку всех аспектов деятельности, связанных с потреблением энергии. Цель этих мероприятий – повысить осведомленность всех заинтересованных сторон, уменьшить барьеры, связанные с ошибочными представлениями или недостаточной информированностью лиц, причастных к управлению проектами и принятию решений. Проект будет способствовать выстраиванию взаимодействия  с органами власти регионального уровня, муниципальными предприятиями, крупными коммерческими потребителями и населением в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Со временем появляются все новые стимулы к энергосбережению, как нормативные, так и технические. Проект будет развивать партнерские отношения с компаниями, заинтересованными в переходе на более энергоэффективные системы, и будет содействовать внедрению конкурентоспособных услуг по эксплуатации и содержанию зданий, в том числе на основе концессионных соглашений.

И, наконец, проект окажет поддержку в реконструкции шести жилых домов, требующих срочного капитального ремонта, и обеспечит оформление сертификатов энергоэффективности как на эти здания, так и на более чем 570 зданий, подлежащих энергетическому обследованию. Реконструкция и сертификация станут видимым доказательством экономических выгод от повышения энергоэффективности.

В сферу деятельности демонстрационного проекта – Компонента 3.3 будет включен сектор жилых и административных зданий в Исакогорском районе Архангельска – административного центра Архангельской области. Население Исакогорского района превышает 27.600 человек, в его составе 8 микрорайонов, жилой фонд составляет 960 зданий общей площадью 708.400м2. К общественным зданиям района относятся 11 городских школ, 10 детских дошкольных учреждений, молодежный центр, культурный центр, четыре библиотеки, поликлиника и станция скорой помощи. В течение 2008-2009гг. был построен жилой дом на 119 квартир и три 12-квартирных дома, ещё один 12-квартирный дом реконструирован. В план строительства на 2010-2012 гг. на уровне района включены девять многоквартирных жилых домов, три 80-квартирных и один 12-квартирный (под реконструкцию). 

3.3.a. Анализ альтернативных инструментов информационного обслуживания.

Это мероприятие включает анализ возможностей и предусматривает два основных субкомпонента: 1) составление муниципальной программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности и 2) разработку и формирование электронной базы данных по застраиваемым территориям и строительным проектам. Работа в рамках данного субкомпонента также включает составление территориального топливно-энергетического баланса, обеспечение выполнения целевых нормативов, заложенных в региональной программе энергосбережения, и определение контрольных показателей для целевых нормативов областного уровня. Кроме того, данный субкомпонент предусматривает оценку возможностей для создания государственно-частных партнерств и для различных способов финансирования мер по энергосбережению на муниципальном уровне.

3.3.b.  Разработка и внедрение методов интегрирования энергоэффективности в проектирование зданий и предоставление коммунальных услуг.

В рамках данного мероприятия будут установлены требования для участия в муниципальной программе энергосбережения и повышения энергоэффективности в таких сферах, как теплоснабжение, водоснабжение, освещение для общественных зданий и жилья социального найма. Будут также составлены муниципальные программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности для секторов тепло- и водоснабжения; будет открыто бюро энергоэффективного проектирования при региональном центре энергоэффективности; будет сформирована рабочая группа из представителей энергетических компаний и потребителей энергии в муниципальном образовании. Кроме того, будет введена в практику поэтапная сертификация общественных и жилых зданий и организован мониторинг энергопотребления в этих зданиях. Это позволит муниципальным образованиям понять ситуацию с текущим энергопотреблением, выявить области, требующие усовершенствования, и иметь общее представление о муниципальных потребностях в энергоресурсах.

 

3.3.b.i. Установление требований для участия в муниципальной программе повышения энергоэффективности в таких сферах, как теплоснабжение, водоснабжение, освещение, общественные здания и жилье социального найма; создание муниципальных программ энергосбережения и повышения энергоэффективности для секторов тепло- и водоснабжения.

 

3.3.b.ii. Создание бюро энергоэффективного проектирования при региональном центре энергоэффективности; формирование рабочей группы из представителей энергетических компаний и потребителей энергии в муниципальном образовании.

 

3.3.b.iii.  Введение поэтапной сертификации общественных и жилых зданий на основе электронной базы данных и системы управления данными

 

3.3.b.iv.  Разработка модели «расход-доход» для оценки экономических и инвестиционных выгод от капиталовложений в повышение энергоэффективности.

 

3.3.b.v.  Мониторинг энергопотребления в общественных и жилых зданиях.

3.3.c. Разработка и внедрение программы энергетических обследований зданий при сдаче их в эксплуатацию. В рамках проекта будут проведены энергетические обследования общественных и жилых зданий на предмет соответствия строительным нормам и требованиям, с целью выявления тех из них, которые требуют безотлагательной реконструкции. По этому направлению проект будет взаимодействовать с ранее проводимой программой построения базы данных по энергопотреблению в общественных зданиях Архангельска, финансируемой Министерством иностранных дел Норвегии. На все здания, прошедшие энергетическое обследование, будут выданы энергетические паспорта; получение такого паспорта будет непременным условием для рассмотрения какого-либо проекта в качестве основы для создания пилотного демо-проекта по повышению энергоэффективности.

 

3.3.c.i.  Разработка и испытание программы энергетических обследований общественных зданий

3.3.c.ii.  Разработка и испытание программы энергетических обследований жилых зданий.

3.3.c.iii.  Инспектирование общественных и жилых зданий с осмотром теплообменников.

3.3.c.iv.  Оформление сертификатов не менее чем на 579 зданий, прошедших энергетическое обследование

3.3.c.v.  Разработка и внедрение административной модели для взаимодействия со всеми участниками энергетического рынка в целях повышения прозрачности учета использования ресурсов.

3.3.d. Реконструкция жилых зданий с низкой энергоэффективностью, требующих срочного капитального ремонта.

Данное мероприятие предусматривает реконструкцию шести существующих зданий в Исакогорском районе Архангельска с целью продемонстрировать и количественно оценить эффект энергосбережения для ряда существующих типов проектов жилых зданий, в том числе требующих капитального ремонта. Подробные данные об этих зданиях приведены в Разделе II.H. (расчетное снижение уровней выбросов ПГ).

3.3.d.i.  Предоставление рекомендуемого проектного решения для каждой серии зданий – шесть зданий.

 

3.3.d.ii.  Получение разрешений, в том числе разрешения на строительство.

 

3.3.d.iii.  Работы по капитальному ремонту/реконструкции и сдача в эксплуатацию.

 

3.3.d.iv. Измерение энергоэффективности зданий, прошедших капитальный ремонт, и оформление энергетических паспортов.

 

3.3.d.v.  Составление руководства по проектированию серии зданий с иллюстрацией методов, для передачи в управления жилищного хозяйства, энергетические департаменты и проектно-строительные организации. Широкое распространение руководства по проектированию.

 

3.3.e. Межрегиональный обмен опытом и элементами наилучшей практики

В этой части проект будет осуществляться по двум основным направлениям: 1) разработка информационных материалов для специалистов, задействованных в обследовании энергоэффективности зданий, в сферах энергоснабжения и управления, и 2) повышение осведомленности в вопросах энергоэффективности среди конечных потребителей (населения). Информационно-разъяснительная кампания предусматривает привлечение местных средств массовой информации для адресной работы по повышению осведомленности. Каждое из мероприятий и лежащие в их основе методики подлежат документированию, в частности, методика мониторинга энергоэффективности административных зданий и других общественных зданий и сооружений, методика проведения мониторинга с использованием информационных систем для контроля энергопотребления и методика проведения «экспресс-мониторинга» для региональных государственных органов и органов местного самоуправления. Этот набор методических материалов будет выпущен в поддержку таких инициатив, как оформление энергетических паспортов зданий и создание индикаторов энергопотребления; он сделает возможным оценку потенциала энергосбережения на данной площадке и позволит органам местного самоуправления совершенствовать свои планы энергоэффективности. Эта документация затем будет предоставлена группе управления проектом для гарантированной передачи целевым группам в других областях, участвующих в проекте, и в других областях Северо-Западного федерального округа, ключевым заинтересованным сторонам в других регионах Российской Федерации, а также представителям международного исследовательского сообщества и экспертам в области государственной политики.

 

Порядок финансирования Демонстрационного проекта 3.3:

За счет финансирования ГЭФ будет осуществлена разработка системы информационного обеспечения на региональном и местном уровнях; проведены учебные мероприятия по энергетическому обследованию и проектному планированию; осуществлены мероприятия по повышению осведомленности коммерческих и бытовых потребителей. Средства ГЭФ из Компонента 3.2 будут использованы для разработки и внедрения сертификатов для зданий, прошедших капитальный ремонт и энергетическое обследование. За счет со-финансирования будет осуществляться энергетическое обследование, строительные работы,  и работы связанные с капитальным ремонтом зданий, тиражирование и расширение масштабов информационных моделей и информационно-разъяснительных кампаний. Тиражирование всех демо-проектов будет поддерживаться посредством мероприятий Компонента 2, в том числе перечисленных в пункте «2.5. Межрегиональный обмен опытом и лучшей практикой».