• СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ

    подробнее
  • ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ НОВОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ И КАПИТАЛЬНОМ РЕМОНТЕ

    подробнее
  • СИСТЕМА ГОРОДСКОГО ЭНЕРГОМЕНЕДЖМЕНТА В ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

    подробнее
  • Калькулятор расчета энергоэффективности и инвестиционной оценки мероприятий при модернизации жилых зданий

    подробнее
Компонент 2 Печать

Конечный результат 2: Наращивание потенциала и создание ноу-хау

 

Специфические барьеры: Согласно действующим нормативам по теплозащите зданий (принятым Государственным комитетом по строительству в 2003г.), все проекты зданий должны включать оценку энергоэффективности. Однако принципы энергоэффективности и соответствующие стимулы не интегрированы в систему образования и профессиональной подготовки в области проектирования и гражданского строительства. Имеющийся локальный опыт распространяется в рамках отдельных инициатив с недостаточной эффективностью.

Целевые группы: Во всех трех областях, участвующих в проекте, существует развитая система специального и профессионального образования, ориентированная на строительный сектор и включающая техникумы, профессионально-технические училища, государственные и частные вузы. Например, в Вологодской области действуют два университета, ведущие обучение по широкому спектру предметов строительной отрасли (в том числе Вологодский государственный технический университет, ВГТУ), 5 техникумов, 21 профессиональный колледж и 10 учебных заведений, работающих на коммерческих началах. В каждой из трех областей определенное число студентов изучают аспекты энергоэффективности зданий (проектирование и строительство, эксплуатация, обслуживание зданий, теплоэнергетика и т. д.): 300-350 студентов в Вологодской области, 200-250 в Архангельской области и 150-200 в Псковской области, не считая специалистов, обучаемых по программам непрерывного образования. Как минимум в одном университете (Архангельский государственный технический университет) действует программа обмена студентами (с Германией), охватывающая тематику энергоэффективного проектирования, хотя такие студенческие группы очень малочисленны. В дополнение к существующим учебным заведениям в 2010-2011гг. власти планируют учредить в Архангельске новый крупный университет - Поморский государственный университет им. М. Ломоносова. Он будет готовить специалистов в области проектирования, строительства и обслуживания зданий, при этом в значительной мере ориентируясь на НИОКР.

 

В настоящее время студенты средних специальных учебных заведений изучают аспекты энергоэффективности в рамках предметов, включенных в обязательный федеральный перечень предметов по их специальности (напр., «Архитектурная физика» для архитекторов, дизайнеров и реставраторов), и в составе компонентов, учрежденных университетом (напр., «Строительная физика» для студентов, специализирующихся на архитектуре промышленных и гражданских зданий или на экономике города и городском строительстве). В программах по другим специальностям (электротехника, теплотехника, водоснабжение и т. д.) тема энергоэффективности отражена в отдельных разделах изучаемых дисциплин.

 

Помимо студентов, в каждом из регионов проекта имеется группа работающих специалистов по проектированию зданий (архитекторы, инженеры и т. п.), являющихся сотрудниками проектных институтов и малых архитектурных бюро. В каждой области действует 3-4 крупных архитектурно-проектных коллектива (300-400 специалистов), занятых в крупных проектах застройки, и 150-200 относительно небольших организаций (10-15 специалистов). В этих организациях созданы группы, занимающиеся вопросами энергоэффективности. Инспекторы по строительству – еще одна целевая группа мероприятий по обучению и консультированию. Большинство инспекторов (сотрудников областных Государственных жилищных инспекций) имеют среднее специальное образование в сфере промышленной и гражданской архитектуры. Это наиболее распространенная специальность в строительной отрасли. К другим целевым группам специалистов относятся инспекторы по энергетическому надзору, в большинстве своем имеющие высшее образование по специальности «Теплоснабжение, газоснабжение и вентиляция» или «электроснабжение», и менеджеры по энергоэффективности (заместители руководителей предприятий), как правило, имеющие диплом вуза по специальности «Теплоснабжение, газоснабжение и вентиляция» или «электроснабжение».

 

Непрерывное обучение этих и других специалистов может быть организовано по одному из следующих вариантов: (1) курсы переподготовки (8-72 часов); (2) профессиональная переподготовка с возможностью выбора другой профессии при наличии высшего образования (500 часов); (3) профессиональная переподготовка с возможностью получения второго высшего образования (1200 часов). Обучение первого типа регулируется законодательством Российской Федерации, однако две другие формы также крайне важны, поскольку, как показали исследования, лишь 20% выпускников работают в сфере своей специальности.

 

Еще одну целевую группу составляют ведущие научные и учебные заведения в области проектирования и строительства зданий, таких как Научно-исследовательский Институт Строительной Физики Российской академии архитектуры и строительных наук (Москва); Нижегородский государственный университет, Челябинский государственный университет и Томский государственный университет. Проект предусматривает обмен результатами исследований и «элементами наилучшей практики» с этими организациями; возможно сотрудничество в организации мероприятий по подготовке специалистов и дистанционному обучению.

 

Краткое описание мероприятий: В рамках Компонента 2 предлагаемого проекта будут созданы механизмы распространения новых технологий в проектировании и строительстве энергоэффективных зданий и жилых комплексов. При этом данным компонентом будут охвачены работающие по специальности архитекторы, инженеры, планировщики и другие целевые группы. В частности, в рамках проекта предусматривается: (a) разработка рекомендаций и программ для профессионального образования и подготовки специалистов по энергоэффективности в строительстве и обслуживании зданий; (b) включение разделов по энергоэффективности в учебные планы областных университетов и техникумов; (c) создание межрегиональной сети центров профессионального обучения.

 

К непосредственным результатам данного компонента относится следующее:

 

2.1. Наращивание потенциала и модули профессиональной подготовки

 

2.1.a.  Разработка и внедрение модуля, выполненного в развлекательном формате, для программы начальной школы по экономии электроэнергии в быту – для отобранных начальных школ Вологодской области.

 

2.1.b.  Разработка и внедрение факультативного модуля по теме промышленной и бытовой энергоэффективности для средних общеобразовательных школ. Целевая аудитория – отобранные средние общеобразовательные школы Вологодской области, предпочтительно расположенные вблизи участвующих в проекте начальных школ.

 

2.1.c. Разработка и внедрение факультативного модуля по теме энергоэффективности для студентов, проходящих профессиональное обучение по специальностям, связанным со строительством, эксплуатацией и обслуживанием зданий, а также проектированием и обслуживанием инженерных систем. Для участия в проекте будут отобраны учреждения профессионально-технического образования Вологодской области.

 

2.1.d.  Разработка и внедрение факультативного модуля для подготовки специалистов по программам профессионального обучения с приобретением ими профессиональных знаний и навыков в области энергоэффективности (для специальностей, связанных с архитектурным и строительным проектированием и строительством, а также проектированием и обслуживанием инженерных систем), и для подготовки студентов педагогических колледжей, приобретающих специальность воспитателя детских дошкольных учреждений и учителя  средней школы. Учебные заведения будут отобраны из числа профессиональных училищ и педагогических колледжей Вологодской области.

 

2.1.e.  Разработка и внедрение учебных модулей по энергоэффективности для студентов средних специальных учебных заведений.

 

Кроме того, в ВГТУ на основе этих модулей будут разработаны учебные планы и курсы, имеющие отношение к энергоэффективности. Университет также станет организатором межрегиональной сети профессионального образования и дистанционного обучения. Совместно с действующими факультетами ВГТУ эта сеть профессионального образования позволит обучать приведенное ниже число студентов и специалистов[1] в сфере энергоэффективности; этой работой будут охвачены три области, участвующие в проекте, на протяжении всего срока его реализации:

Количество обучаемых – студенты (по учебным дисциплинам):

Архитектура:                                                                                                                       100 чел.

Строительство промышленных и гражданских зданий:                                               700-750 чел.

Тепло- и газоснабжение и вентиляция:                                                               100-120 чел.

Электроснабжение:                                                                                               400-500 чел.

Водоснабжение и канализация:                                                                           200-250 чел.

Другие специальности:                                                                                         300-400 чел.

Количество обучаемых – Работающие специалисты (по профессиям):

Работники жилищно-коммунального хозяйства, предприятий

теплоснабжения, менеджеры компаний:                                                         2500-3000 чел.

Строительные рабочие:                                                                                        500-600 чел.

Государственные служащие (муниципальные администрации):                    100-200 чел.

Другие категории:                                                                                                  300-400 чел.

 

2.1.f.  Разработка и внедрение учебного модуля по научным исследованиям, моделированию, технологиям, базам данных и компьютерным программам в сфере энергоэффективности и энергосбережения.

 

2.2. Программа по энергоэффективности в областных ВУЗах и технических колледжах

 

2.2.a. Детальное исследование возможностей факультетов в каждом учебном заведении трех областей, где могут быть введены программы, дисциплины и курсы по энергоэффективности – как минимум по одной организации на область, плюс одно учебное заведение в Санкт-Петербурге. Ниже в таблице приведены учебные заведения Северо-Западного федерального округа (в каждой из областей), которые могли бы участвовать в проекте, предлагая курсы по энергоэффективности.

 

Образовательные учреждения Северо-Запада России, в учебные программы которых может быть включен курс по энергоэффективности

Название вуза

Факультет

Область

Вологодский государственный технический университет (ВГТУ)

Инженерно-строительный; Энергетический

Вологодская

Архангельский государственный технический университет

Строительный

Архангельская

Псковский политехнический институт

Инженерно-строительный

Псковская

Поморский государственный университет им. М. Ломоносова (в процессе создания)

Подлежит уточнению

Архангельская

Санкт-Петербургский государственный политехнический университет

Энергетический

Ленинградская

Новгородский государственный университет

Политехнический институт (факультет архитектуры, строительства, строительной техники и городского строительства)

Новгородская

Мурманский государственный технический университет

Политехнический факультет (Энергетики и транспорта)

Мурманская

 

В рамках этого исследования будет оцениваться потенциал факультетов и географическое расположение этих учебных заведений с целью укрепить связи между ними, обеспечить эффективную профессиональную ориентацию и единообразную систему подготовки специалистов в сфере энергоэффективности.

 

2.2.b. Укрепление научно-технической базы университета (университетов) в Северо-Западном федеральном округе с целью содействия развитию ведущих учебных заведений региона в сфере энергоэффективности. В рамках данного компонента будет проведен тендер на оборудование исследовательской лаборатории для изучения систем отопления зданий и современных средств теплоизоляции.

 

2.2.c. Разработка эффективных моделей и ноу-хау в сфере энергоэффективности.

  • Изучение действующих систем тарификации с точки зрения энергоэффективности в Северо-Западном регионе и выработка предложений по модели тарификации, стимулирующей более рациональное использование энергоресурсов.
  • Проведение социологических исследований в Вологодской области для выявления отношения властей к проблеме энергоэффективности зданий и общественного мнения в вопросах энергоэффективности.
  • Реализация пилотного проекта в трех отобранных учебных заведениях (по одному в каждой из областей, участвующих в проекте), включая пилотные мероприятия по повышению энергоэффективности  в каждом проекте.
  • Использование и адаптация существующих программных продуктов для расчета энергоэффективности в средних профессиональных и высших учебных заведениях. Отобранное программное обеспечение также должно предусматривать создание примерных бизнес-планов для предприятий, связанных с инвестициями в энергоэффективность. Как показали предварительные исследования, такой программный продукт мог бы использоваться в 120–600 организациях, при оптимальном охвате приблизительно 100 учебных заведений на Северо-Западе и в других регионах Российской Федерации.
  • Разработка аппаратных средств для оценки энергоэффективности электрических приводов в системах диспетчеризации инженерного оборудования зданий.
  • Разработка и внедрение методов, позволяющих определить оптимальный режим подачи электроэнергии в здания с целью создания алгоритма управления энергоресурсами внутри зданий и минимизации перенапряжения.
  • Разработка энергосберегающих технологий и методов строительства в природно-климатических условиях севера на базе ноу-хау (изобретения и патенты).
  • Разработка мер по организации дорожного движения в городах региона в целях сокращения выбросов автотранспортных средств.
  • Разработка энергосберегающих технологий для потребителей, включая специальные режимы эксплуатации электрооборудования, приводы с регулируемой скоростью, бесконтактное управление пуском, программируемые устройства для регулирования энергопотребления, модернизацию и оптимизацию распределительных сетей низкого напряжения, применение передовых методов определения установленной мощности и режимов эксплуатации производственного оборудования.

 

2.2.d.  Составление и распространение макетных наборов для обучения[2] по темам «Снижение выбросов в атмосферу от энергосберегающих зданий» и «Тенденции энергосбережения в производстве, передаче и потреблении электроэнергии», а также соответствующих методических документов, которые могут быть интегрированы в следующие учебные курсы: среднее профессиональное образование и факультативы (промышленное и гражданское строительство, муниципальные здания и коммунальное хозяйство, тепло- и газоснабжения и вентиляция, электроснабжение, водоснабжение, архитектура), общее среднетехническое образование; среднеспециальное образование с преподаванием экономических дисциплин, подготовка преподавателей учреждений начального/среднего профессионального образования, подготовка педагогов дошкольных учреждений, начальных и средних общеобразовательных школ. Материалы курсов и учебные пособия будут разработаны и (или) адаптированы для указанных групп. Будет предложен учебник по энергосбережению, ориентированный на учащихся младшей и старшей ступеней начальной школы. Получателями макетного набора могут быть от 200 до 3000 учебных заведений; как показывают предварительные исследования, оптимальным результатом было бы его распространение среди 600 учебных заведений (в том числе расположенные в Северо-Западном федеральном округе и в ряде других регионов Российской Федерации).

 

2.3. Межрегиональный центр профессионального образования

 

2.3.a.  Создание межрегионального центра профессионального развития и переподготовки кадров на базе одного из университетов в каждой из пилотных областей проекта. Такой центр будет осуществлять следующие виды деятельности с привлечением со-финансирования:

  • изучение опыта работы аналогичных центров в других регионах;
    • проведение энергетических обследований промышленных, жилых и общественных                          зданий и сооружений с использованием передвижной тепловизионной системы;
  • мониторинг выбросов парниковых газов;
    • разработка макетного набора учебных материалов (описание см. выше) по энергоэффективности зданий, энергосберегающим технологиям и энергетическим обследованиям, организация курсов переподготовки и дистанционного обучения по указанной тематике;
    • разработка программ и курсов по энергоэффективности для учителей школ в регионе. Информация о парниковом эффекте и об экономических мерах охраны окружающей среды должна быть включена в учебные программы по таким академическим дисциплинам, как физика (2 часа) и экономика (6 часов);
    • проведение семинаров по экономии энергоресурсов для собственников жилья. Участникам будут предоставлены приборы учета потребления тепла и электроэнергии,             переключатели, вентили теплоподачи и т. п.;
    • проведение однодневных семинаров по альтернативным источникам энергии и биотопливу;
  • проведение регулярных семинаров для заведующих энергетическим хозяйством;
  • научные исследования и разработки;
    • некоторые виды коммерческой деятельности, главным образом на основе компьютерных технологий.

 

2.3.b.  Создание отделений Межрегионального центра профессиональной подготовки по всей территории Северо-Западного федерального округа.

 

2.3.c.   Использование ресурсов центров профессиональной подготовки для обучения по вопросам выполнения энергоэффективных строительных норм, включая методы проектирования и энергоэффективные технологии, обеспечивающие выполнение требований, предъявляемых к ограждающим конструкциям зданий. Такое обучение будет организовано для работающих по специальности архитекторов, инженеров-строителей и инспекторов строительного надзора каждом из трех регионов проекта.

 

2.4. Система дистанционного обучения и распространения знаний

 

2.4.a.   Разработка учебных блоков по тематике, связанной с энергоэффективностью, для использования в межрегиональном центре профессиональной подготовки и Центре дистанционного обучения (при организации занятий, как в классе, так и через Интернет). Проект окажет содействие в разработке 22 учебных блоков продолжительностью от 4 до 10 учебных часов. Предполагается, что с помощью таких блоков подготовку пройдут в общей сложности 1375 специалистов, нуждающихся в повышении квалификации, которые получат специальные знания по энергоэффективности. Эти специалисты будут охвачены программами профессиональной подготовки и переподготовки, рассчитанными на 72-500 учебных часов и более.

2.4.b.   Вынесение на тендер и реализация программы дистанционного обучения (Интернет-обучение), в состав которой войдут разработанные проектом учебные блоки; сюда же включается разработка бизнес-модели для программы профессиональной подготовки.

 

2.5. Межрегиональный обмен опытом и лучшей практикой; программа тиражирования. В этих мероприятиях будут задействованы материалы всех трех компонентов проекта, что позволит скоординировано распределять информацию и материалы, созданные в процессе различных мероприятий проекта. 

2.5.a.   Разработка стратегии распространения всех материалов, созданных в рамках программы. Эта стратегия должна предусматривать непрерывное распространение информации и материалов, которые будут передаваться 1) группе управления проектом; 2) соответствующим группам во всех трех областях, участвующих в проекте; 3) во все регионы Северо-Западного федерального округа, в частности, в администрации регионов и университеты; 4) ключевым профессиональным, учебным и государственным организациям на всей территории Российской Федерации; 5) международным партнерам; 6) в другие проекты Рамочной программы ГЭФ по продвижению энергоэффективности в Российской Федерации; 7) в другие проекты Глобальной рамочной программы ПРООН по строительству зданий с низким уровнем выбросов углерода. Сети университетов Министерства образования будут задействованы в мероприятиях по тиражированию программы с учетом опыта и результатов завершенного проекта ПРООН/ГЭФ по повышению энергоэффективности в системе образования (2006).

 

2.5.b.   Определение целевых групп для информационно-разъяснительной работы.

2.5.c.   Создание и распространение материалов с описанием опыта/элементов практики данного проекта.

 

2.5.d.   Участие как минимум в одной национальной и (или) международной встрече с целью распространения результатов проекта  и регулярного ознакомления с лучшими мировыми достижениями.

 

2.5.e.   Разработка стратегии тиражирования для проекта в целом.

 

2.5.f.    Выбор партнеров для тиражирования результатов проекта и подписание с ними Меморандумов о намерениях или иных необходимых документов.


[1] С созданием сети дистанционного обучения в программу можно будет включить еще большее число специалистов.

 

[2] Каждый набор материалов содержит учебную программу, планы лекций, экзаменационные материалы для студентов, полнотекстовые рабочие тетради и документы, ссылки источники полезной информации в Интернете и глоссарий. В набор будут включены девять учебных пособий по различной тематике – от центрального отопления до возобновляемых источников энергии.