• СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ

    подробнее
  • ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ НОВОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ И КАПИТАЛЬНОМ РЕМОНТЕ

    подробнее
  • СИСТЕМА ГОРОДСКОГО ЭНЕРГОМЕНЕДЖМЕНТА В ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

    подробнее
  • Калькулятор расчета энергоэффективности и инвестиционной оценки мероприятий при модернизации жилых зданий

    подробнее
Компонент 1 Печать

Конечный результат 1: Создание благоприятных условий и правовых механизмов, обеспечивающих повышение энергоэффективности зданий на областном и местном уровнях

Создавая благоприятные условия и институциональный потенциал на местном и региональном уровнях, проект будет способствовать созданию стимулов к инвестированию в энергоэффективность и снижению энергопотребления на уровне конечного пользователя.

 

Специфические барьеры: Российские подходы к формированию строительных норм и правил, также нормативов энергоэффективности в основном аналогичны европейским. Основные требования к энергоэффективности зданий, содержащиеся в директивах ЕС, уже отражены в СНиПах, принятых в 2003 году (за исключением отопительных котлов). Однако практическое выполнение этих норм на этапах архитектурного проекта, строительства и эксплуатации осложняется факторами, описанными выше. Кроме того, наблюдаются недостатки во внедрении прогрессивных норм на уровне регионов и муниципалитетов и обеспечении их выполнения. Деятельность по обеспечению выполнения сопряжена с недостатком информации для контроля качества даже по ранее внедренным нормам и правилам. Региональные (областные) нормы и правила разработаны в ряде областей, но в этом процессе отсутствует согласованность межу регионами РФ. Регионам в составе Северо-Западного федерального округа необходима помощь в выработке нормативных актов областного и местного уровней, которые вводили бы в действие строительные нормы, отвечающие требованиям энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Им также требуется помощь в построении системы правоприменительных мер, обеспечивающих выполнение этих норм.

 

К непосредственным результатам данного компонента относится следующее:

 

1.1 Региональная нормативно-правовая база для приведения в действие и мониторинга энергоэффективных строительных норм в Вологодской области.

 

1.1.a. Анализ действующей системы мониторинга и обеспечения энергоэффективности зданий на территории области и анализ моделей обеспечения, применяемых в других субъектах РФ и странах СНГ.

 

1.1.b.  Разработка новой модели системы мониторинга обеспечения энергоэффективности зданий на территории области, включающей строгие санкции за нарушение норм. Программа обеспечения должна предусматривать создание стимулов для инспекторов с целью повышения их заинтересованности в выявлении зданий, не отвечающих требованиям, путем регулярного мониторинга и выборочных проверок. Одна из возможных моделей основана на привлечении компаний частного сектора, специализирующихся на мониторинге и контроле и заинтересованных в выявлении не отвечающих требованиям зданий. Это позволит, после завершения начального периода проекта, перевести бюджет мероприятий по обеспечению выполнения на самофинансирование.

 

1.1.c  Разработка нормативной базы регионального и местного уровней для институциализации модели системы мониторинга и обеспечения выполнения стандартов энергоэффективности в региональных строительных нормах и правилах.

 

1.1.d. Создание программы выездных проверок.

 

1.1.e.  Тиражирование системы регулирования и программы обеспечения выполнения в других регионах Северо-Запада России путем проведения рабочих совещаний, семинаров и учебных мероприятий для представителей двух других областей - пилотных регионов проекта и для субъектов РФ в составе Северо-Западного федерального округа, а также путем разработки «Руководства по передовой практике», которое будет передано в региональные центры энергоэффективности других федеральных округов и в федеральные структуры, отвечающие за вопросы энергоэффективности.

 

1.2  Нормативно-правовая база и более совершенные институциональные механизмы для эффективной реализации Программы по энергосбережению и повышению энергоэффективности в Псковской области.

 

1.2.a. Разработка и принятие нормативно-правовых актов для формирования и реализации программы по энергосбережению и повышению энергоэффективности в Псковской области, подготовка проектов законодательных/нормативных актов для реализации положений Федерального закона № 261-ФЗ.

 

1.2.b.  Анализ и уточнение институциональных требований на каждом уровне – федеральном, областном, муниципальном – для реализации программ энергосбережения и повышения  энергоэффективности, включая распределение функций контрольных ведомств и контролеров на всех трех уровнях.

 

1.2.c.  Разработка и внедрение, на областном уровне, основанной на результатах системы мониторинга, программы, предметом которой будет реализации нормативно-правовых актов и ее влияние на фактические показатели энергоэффективности зданий.

 

1.2.d.  Распространение передовой практики и опыта путем формирования постоянно действующей рабочей группы по энергоэффективности Северо-Западного федерального округа, которая утвердит «Руководство по передовой практике» для региона;[1] проведения конференций для специалистов по вопросам энергоэффективности; публикации статей, участия в научных конференциях в других регионах России и за рубежом; создания Интернет-сайта  по энергоэффективности на территории субъектов РФ, находящихся в пределах СЗФО.

 

1.3 Институциональная управленческая модель энергоэффективности на уровне муниципальных образований в Псковской области.

 

1.3.a. Анализ действующей модели обеспечения услугами ЖКХ в Островском и Невельском районах и подготовка технических спецификаций для тендера на создание компьютерной модели энергосбережения на основе ГИС, которая позволяла бы моделировать фактические потоки энергетических и финансовых ресурсов и выявлять возможности для экономии.

 

1.3.b. Сбор всех необходимых исходных данных, включая энергетическое обследование отдельно взятых зданий по мере необходимости, и адаптация программного обеспечения для использования в двух районах области. Выбранная система должна обеспечивать расчет всех потерь при производстве, передаче, распределении и конечном потреблении энергоресурсов.

 

1.3.c. Внедрение системы непрерывного сбора данных, которая обеспечивала бы достаточный объем информации для мониторинга результатов, разработка и принятие необходимых нормативных актов регионального и местного уровня, закрепляющих наличие такой системы сбора и ведения данных и обеспечивающих выделение достаточного объема средств для поддержания системы в рабочем состоянии на период реализации проекта и после его завершения. Система управления должна также документировать экономию энергетических и финансовых ресурсов, достигнутую в результате использования модели и внедрения полученных с ее помощью рекомендаций. Данный компонент проекта будет также поддерживать местный персонал, занятый сбором, вводом и анализом данных, при понимании, что по завершении проекта эти функции перейдут к муниципальному образованию.

 

1.4 Муниципальные нормы энергоэффективности

 

1.4.a.  Разработка и внедрение муниципальных норм энергоэффективности.

 

1.4.b.  Разработка и реализация механизма внедрения муниципальных норм энергоэффективности.

 

1.4.c.  Распространение норм и моделей энергоэффективности на уровне муниципалитетов, а также на территории Псковской области и двух других пилотных областей, участвующих в проекте, с передачей результатов всем субъектам РФ, находящимся в пределах  Северо-Западного федерального округа.



[1] Рабочая группа будет давать исполнительному агентству ПРООН-ГЭФ рекомендации по региональным строительным нормам, муниципальному законодательству об энергоэффективности и мероприятиям региональной программы энергоэффективности (включая, в частности, аудит и сертификацию по нормам энергоэффективности).