• СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ

    подробнее
  • ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ НОВОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ И КАПИТАЛЬНОМ РЕМОНТЕ

    подробнее
  • СИСТЕМА ГОРОДСКОГО ЭНЕРГОМЕНЕДЖМЕНТА В ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

    подробнее
  • Калькулятор расчета энергоэффективности и инвестиционной оценки мероприятий при модернизации жилых зданий

    подробнее
Паспортизация зданий в Российской Федерации: обзор сообщества «Энергоэффективность и энергосбережение» Печать

В 2009 году вступил в силу Федеральный Закон об энергосбережении и повышении энергетической эффективности от 23.11.2009 N261-ФЗ Закон утвердил требования к энергетической эффективности, перечень объектов энергетического обследования, цели и сроки проведения энергетического обследования зданий, организаций и предприятий промышленности.

Энергетическое обследование (Энергоаудит) зданий и сооружений:

Энергоаудит зданий и сооружений проводится для определения класса энергетической эффективности здания и оценки соответствия сооружения требованиям программы энергоэффективности. «Закон об энергосбережении» предусматривает энергоаудит следующих видов сооружений:

  • административных зданий;

  • сооружений и промышленных объектов;

  • многоквартирных домов;

  • жилых и общественных зданий.

Основными целями энергетического обследования являются:

  • получение объективных данных об объеме используемых энергетических ресурсов;

  • определение показателей энергетической эффективности;

  • определение потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

  • разработка перечня типовых, общедоступных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и проведение их стоимостной оценки;

  • составление энергетического паспорта объекта.

Обязательное и добровольное энергетическое обследование

Учитывая, что данные обследования проводятся с целью внедрить в жизнь энергосберегающие технологии, повысив тем самым энергетическую эффективность инфраструктуры и снизить уровень издержек, «Закон об энергосбережении» устанавливает обязательное энергетическое обследование зданий и сооружений органов государственной власти и топливно-энергетических предприятий, а также организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в срок до 31.12.2012 последующим проведением периодического энергетического обследования не реже одного раза каждые пять лет. За несоблюдение требований, установленных в «Законе об энергосбережении», предусмотрен ряд мер карательного характера, внесенных в Кодекс РФ об административных правонарушениях.

В дополнение к этому «Закон об энергосбережении» обязует ответственных лиц (застройщика, собственника здания) обеспечить соответствие вводимых в эксплуатацию, ремонтируемых или прошедших капитальный ремонт зданий нормам энергетической эффективности и требованиям оснащенности их приборами учета используемых энергетических ресурсов. При этом контроль за соблюдением технико-энергетических норм осуществляется органом государственного строительного надзора на основе проектной документации. Орган не определен, контроль не совершается.

В остальных случаях проведение энергетического обследования является добровольным.

Энергоаудит сам по себе не гарантирует эффект от выполнения предложенных мероприятий. Большая часть руководителей бюджетных учреждений и собственников жилья в многоквартирных домах уже осведомлена о высокой стоимости мероприятий по энергосбережению и проблемах с окупаемостью самих мероприятий, о том, что совсем не просто внедрить рекомендованные мероприятия и получить экономический.

Подготовка технического отчета и энергетического паспорта здания.

По результатам энергетического обследования исполнителем подготавливается технический отчет и не обязательно энергетический паспорт здания, организации или предприятия в зависимости от объекта проведения энергоаудита. Приказ Минэнерго России от 19.04.2010 N182 «Об утверждении требований к энергетическому паспорту, составленному по результатам обязательного энергетического обследования» содержит форму для заполнения, а также определяет перечень информации, которую должен содержать оформленный по данным энергетического обследования энергетический паспорт:

  • оснащенность средствами учета энергетических ресурсов;

  • объем расходуемых энергетических ресурсов и его динамика;

  • класс энергетической эффективности объекта;

  • процент потери энергетических ресурсов;

  • потенциал энергосбережения и оценка возможной экономии энергетических ресурсов;

  • перечень типовых мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

Кроме того, по согласованию с исполнителем, в технический отчет может быть включена разработка мероприятий, отличных от типовых, и плана их проведения с детальным обоснованием энергетического эффекта от реализации предлагаемых мер.

Работа СРО энергоаудиторов и их подходы к энергообследованию зданий

В соответствии с требованиями «Закона об энергосбережении» деятельность по проведению энергетического обследования вправе осуществлять только лица, т.е. энергоаудиторские организации и физические лица, являющиеся членами СРО в области энергетического обследования.

СРО формируются на основе некоммерческих партнерств, из энергоаудиторских фирм и/или физических лиц, при условии их соответствия следующим требованиям:

  • объединение в качестве членов не менее чем двадцати пяти субъектов предпринимательской деятельности;

  • наличие утвержденных документов: порядка приема в члены СРО и прекращения членства, стандартов и правил, регламентирующих порядок проведения энергетических обследований, перечня мер дисциплинарного воздействия, стандартов раскрытия информации о деятельности СРО и о деятельности ее членов;

  • наличие компенсационного фонда, образованного за счет взносов членов СРО в области энергетического обследования.

Проведение энергетических обследований

При проведении энергетического обследования проводится анализ состояния систем электроснабжения, теплоснабжения, водообеспечения, технического парка и пр. предприятия (объекта), оценка состояния систем и средств (приборов) учета энергоносителей и их соответствие установленным требованиям, выявление необоснованных потерь, оценка состояния системы нормирования энергопотребления и использования энергоносителей, проверка энергетических балансов предприятия (объекта), расчет удельных энергозатрат на выпускаемую продукцию (или виды работ), оценка целесообразности основных энергосберегающих мероприятий, реализуемых предприятием, формирование Энергетического паспорта предприятия.

Складывающаяся практика и механизмы организации энергообследований

На фоне поступательного увеличения числа объявленных тендеров сумма выделяемых государственными и муниципальными органами средств повышалась не столь значительно, и повышение не имело устойчивого характера.

В проанализированной совокупности тендеров значительная часть приходилась на госзакупки энергетических обследований. Однако в общем числе заказов доля этой категории услуг последовательно сокращалась (с 86% в июле, до 41% в сентябре-октябре). Роль энергообследований в структуре затрат снижалась не столь последовательно, в силу того, что в сентябре были проведены значительные по объему закупки для неотложных технологических мероприятий приуроченных к началу отопительного сезона.

Интерес представляет изменение числа и доли заказов, в которых по итогам обследований предусмотрена подготовка паспортов зданий. В начальный период кампании энергообследований паспорт, как элемент заказа, фигурировал лишь в 30% тендеров на энергоаудит. В августе и, особенно, в сентябре произошел существенный рост доли обследований с разработкой паспорта – до 46%. В октябре внимание к паспортам у заказчиков ослабло до 38% от числа тендеров, но оставалось более высоким, чем в середине лета.

Другая особенность динамики заказов на энергетические обследования проявилась в различиях средних цен на работы, завершающиеся подготовкой паспорта и не предусматривающих паспортизации. В июле средняя цена обоих вариантов энергетического обследования находилась практически на одном уровне и в среднем по стране составляла чуть больше 4 млн. руб. на один заказ. При этом средняя цена заказа на обследование без разработки энергетического паспорта почти на 5% превышала среднюю цену заказа с разработкой энергопаспорта. Весь последующий период стоимость одного контракта на обследование с разработкой энергетического паспорта последовательно сокращалась и к октябрю в среднем по стране уменьшилась почти в 10 раз.

Для обследований, не предусматривающих разработку паспорта, существенное сокращение цены было лишь в августе, а дальше она колебалась в достаточно узком диапазоне. При этом характерно, что цена заказа без оформления паспорта к октябрю превысила цену заказа с разработкой итогового документа почти в 2,4 раза. Более низкая стоимость госзакупок, предусматривающих разработку энергетического паспорта при более устойчивых и однонаправленных темпах снижения средней цены предлагаемого контракта, вероятно, отражает более реалистичные для рынка соотношения стоимости соответствующих услуг, тогда как в сегменте заказов без оформления паспорта в большей степени представлены процессы совершенно иного рода.

Большой проблемой является то, что до сих пор не существует руководящих документов по определению стоимости проведения энергоаудита. Цена сейчас определяется по результатам запроса котировок, аукционов, а в случае стоимости работ до 100 тыс. руб. – по соглашению сторон. При этом на рынке энергоаудита постоянно фиксируется демпинговое предложение цены. Предложенная энергоаудитором минимальная цена может составлять 20% - 25% от заявленной. В Архангельской области есть пример, когда удельная стоимость энергообследования на одно здание в бюджетном учреждении составила 8,4 тыс. руб., а в рекламных предложениях другого энергоаудитора называется стоимость работ 12,5 тыс. руб. Вероятно, сложная ситуация с ценообразованием складывается именно под влиянием выхода на рынок малых предприятий, стремящихся занять определенную нишу в условиях отсутствия общепринятых стандартов

Дополнительную информацию о формировании рынка энергетических обследований дает распределение контрактов по регионам. Число субъектов Федерации, из которых на сайте госзакупок были заявлены тендеры на энергетические обследования без упоминания разработки энергопаспорта, с августа по октябрь увеличилось с 48 до 70, т.е. почти в 1,5 раза. А количество регионов, где в тендерах фигурировала разработка паспортов, за аналогичный период возросло с 34 до 39, т.е. лишь на 15%.

Упрощенная система обследований, не предусматривающая разработки паспортов, распространена почти вдвое шире, пока доминирует по темпам прироста географического охвата территории страны и стоит в среднем в 2,5 раза дороже, чем услуги предусматривающие подготовку энергетических паспортов обследуемых объектов.

Группу из десяти регионов, в которых зарегистрирована наиболее высокая индивидуальная цена на энергетические обследования, возглавляет вотчина крупнейшей российской компании (Газпрома) - Ямало-Ненецкий автономный округ,. где тендеры на энергетическое обследования в среднем стартуют с цены в 15 раз больше чем в Краснодарском крае и Тюменской области.

Таблица 1. Стартовая цена тендера на энергетическое обследование в регионах

Наименование региона

Средняя цена тендера энергоосбледование

1.

Ямало-Ненецкий автономный округ

185 млн. руб.

2.

Краснодарский край

11,5 млн. руб.

3.

Тюменская область

11,0 млн. руб.

4.

Чувашская Республика

6,5 млн. руб.

5.

Ненецкий автономный округ

5,7 млн. руб.

6.

Якутия

3,5 млн. руб.

7.

Самарская область

3,0 млн. руб.

8.

г. Москва

2,9 млн. руб.

9.

Мурманская область

2,3 млн. руб.

10.

Кемеровская область

261 тыс. руб.

11.

Мордовия

256 тыс. руб.

12.

Ростовская область

233 тыс. руб.

13.

Кировская область

225 тыс. руб.

14.

г. Санкт-Петербург

216 тыс. руб.

15.

Бурятия

207 тыс. руб.

16.

Липецкая область

200 тыс. руб.

17.

Тамбовская область

198 тыс. руб.

18.

Ингушетия

150 тыс. руб.

19.

Саратовская область

менее 100 тыс. руб.

 

Очевидно, что на уровень цен влияет не только развитие конкуренции на рынке услуг энергетических